Фильм Нимфоманка: Часть 1

Первая «Нимфоманка»: Ловля на живца [18+]

33816220 февраля
«Нимфоманка: Часть 1» стала самым громогласным заявлением показательно замолчавшего после Канн Ларса фон Триера. Как полифония в последней главе картины, сюжет фильма из отдельных фрагментов жизни женщины гармонично складывается в историю удивительной судьбы.
Не думаю, что из «Нимфоманки» можно вынести что‑то новое о сексе, а вот о рыбалке...
В фильме много говорят. Удивительно, но постельные сцены — не основная составляющая картины. Критерии греха, десертная вилка к ругелаху как проявление женственности, последовательность Фибоначчи, музыка и рыбалка, много рыбалки — эти темы вплетаются в сюжет и разбавляют повествование, становясь авторским лозунгом, который внимательному зрителю предстоит услышать и понять.
Так по‑фонтриеровски.
Честно — не знаю, зачем этот фильм мужской аудитории. То есть как: на месте мужчины, кажется, мне было бы не очень комфортно наблюдать происходящее на экране. В том смысле, что «Нимфоманка» настолько про женщину и для женщин, что... ну вот оно вам надо? Как молодая Джо бросает вызов герою Шайи ЛаБафа, так вся лента делает из мужчин второстепенных персонажей — безусловно, сыгравших ключевую роль в жизни девушки, но всё же использованных в качестве фона, ступеней опыта, отрезков на пути (к чему — надеюсь, увидим во второй части).
1/3
Даже великолепный Стеллан Скарсгард, подобравший героиню Шарлотты Генсбур в переулке, нужен здесь исключительно как слушатель — интеллигентный и рассудительный, — чтобы Джо было кому рассказать свою историю. Рассказчик и слушатель, холостяцкая спальня с рыболовецкими снастями и чай с молоком — вот условия, создающие атмосферу камерности и проникновенности, в которой происходит диалог грешницы и теоретика.
По мнению одной из героинь фильма — подруги Джо, у СЕКСА есть секретный ингредиент: ЛЮБОВЬ.
Актёрский состав также характерен для фильмов фон Триера. Мы видим старых знакомых, с которыми режиссёр сотрудничает уже не в первый раз: Скарсгард («Рассекая волны») и Генсбур («Антихрист» и «Меланхолия», наряду с «Нимфоманкой» входящие в «Трилогию депрессии»). Даже роль Мисс Х. изначально была закреплена за Николь Кидман, сыгравшей в фонтриеровском «Догвилле», но из‑за несовпадения графиков отошла Уме Турман. С героиней последней связана самая, пожалуй, весёлая и абсурдная глава картины: женщина приводит трёх своих сыновей в дом любовницы мужа, предлагая взглянуть на «ложе блуда» и выпить чаю с двумя кусочками сахара, как любит покинувший семью супруг. Что тут скажешь, Турман удалась роль многодетной матери и истерички.
ЛаБаф, знакомый большинству по трансформерским блокбастерам, поначалу подался в арт‑хаус, а затем и вовсе слетел с катушек, придя на красную дорожку с пакетом на голове и надписью “I am not famous anymore”. Впрочем, это расценивается скорее как ещё один рекламный трюк в череде скандальных и противоречивых событий вокруг «Нимфоманки».
Кто бы ни кромсал плёнку (фон Триер, наснимавший более ста часов, разрешил продюсерам распоряжаться материалом, поэтому из 5-часовой режиссёрской версии нам покажут урезанную двухчастную драму — к 14 февраля и 8 марта, что тоже показательно), сделано это по‑коммерчески правильно. Посмотрев первую «Нимфоманку», обрывающуюся на пике, когда зритель (но не Джо) только‑только расслабился и начал получать удовольствие, не остаётся ничего другого, кроме как запланировать поход в кинотеатр на продолжение. После многочисленных рыболовных аллюзий, когда титры буквально застают врасплох, понимаешь, что всё это время тебя мастерски ловили и поймали‑таки на крючок.
1/3
В первой «Нимфоманке» основной удар берёт на себя Стэйси Мартин, играющая молодую Джо. Во второй части, по всей видимости, эстафету перехватывает Шарлотта Генсбур. Что выступит в роли эстафетной палочки, все, думаю, уже догадались.
Круто 9 из 10
Ларс фон Триер обещал снять порно и своё слово сдержал. Но это то самое порно, которое по праву называется искусством и не провоцирует в зрителях неуместного ханжества. Его эстетическая порнография подвела итог обвинениям в женоненавистничестве в адрес режиссёра. В конце концов, это просто красиво [снято].
Поклонникам фон Триера смотреть обязательно и ждать марта, когда нам покажут «Нимфоманку: Часть 2».
Лена Панькова, 20 февраля
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Рекомендации

Обсуждение в Тёрке


Violence
>>В конце концов, это просто красиво [снято].
рассмешил. если честно, весь просмотр хотел выколоть себе глаза, ни одного красивого кадра в фильме нет. Это интересная,хорошая история. И она была бы куда лучше, оставшись на бумаге. Но в кинематографическом плане — ужас. просто ужас

FoxG11
Чернуха во всей срамоте! Крайне прискорбно, когда администрация допускает рекламу порнухи на главной странице ресурса cn.ru...

Prokopenko
Не совсем согласна с позицией автора рецензии относительно героя Скарсгарда. Он не просто слушатель. Он — Вергилий, который ведёт Джо по её личному аду, созданному самостоятельно. И по дороге объясняет ей, что ей не за что себя наказывать адом. Несмотря на то что героиня заявляет о своем равнодушии к религии и вере, все её самообвинения вполне религиозны — потому что религиозные догмы и запреты в принципе базисны для современного общества, их пытаются внедрить.
Но это я отвлеклась.
Всё же роль Скарсгарда не только в том, чтобы слушать и слышать, а ещё и в том, чтобы отражать.

Всего 3 комментария в «Тёрке»

Другие рецензии