«Робот по имени Чаппи». Бессмысленный и беспощадный
02369518 марта
Не робот беспощадный, а фильм. И смысла его постепенно лишает всё происходящее на экране. Но давайте по порядку.
«Робот по имени Чаппи» — фильм Нила Бломкампа, который до этого успел впечатлить многих «Районом №9» и — в меньшей степени — «Элизиумом». Третья полнометражная работа сценариста‑режиссёра и мастера‑компьютерной‑графики Бломкампа примерно про то же: в любой ситуации оставайтесь людьми, будьте осторожны с инновациями и по возможности избегайте жить в Йоханнесбурге. И обязательно Шарлто Копли, прикольные роботы/роботизированные человеки и всяческий пыщ‑пыщ‑пыщ.
Так вот, «Чаппи». Мнения об этом фильме расходятся от точки обожания всего, что похоже на «Район №9», до точки кипения по поводу немаленьких дыр в сюжете. Склоняюсь к полюсу под номером два. И это несмотря на всю любовь к Die Antwoord!
Кто не знает, это такая южноафриканская группа со специфическим стилем, поведением и умением превращать собственные клипы в почти что фильмы. И они очень любят Бломкампа (3:57):
Вполне можно было ожидать, что «Робот по имени Чаппи» окажется результатом дружеских посиделок, когда несколько успешных каждый в своей области людей внезапно решают сделать совместный проект «по приколу». Но тут на съёмочной площадке каким‑то чудом очутились Хью Джекман и Сигурни Уивер.
В феврале началась подготовка к съёмкам «Чужого 5», в который вернётся персонаж Рипли в исполнении Сигурни Уивер. Нил Бломкамп занял кресло режиссёра, также он выступит в качестве сценариста и сопродюсера. На экранах новинка появится не раньше 2017-го, сперва зрителям покажут сиквел «Прометея».
Получилось как раз «по приколу»: растянутая вторичная короткометражка, но с обаятельным роботом и несколькими удачными шутками, которые, к сожалению, теряются на фоне нарастающего фарса. При вроде как интересном посыле (у Бломкампа повторение — мать учения) в картине слишком много сразу всего, и вот уже за фаршем смыслов, компьютерных эффектов и каких‑то откровенно тупых и нереальных, но харизматичных персонажей, не разобрать ничего. Но прикольно, это да.
В списанного со склада дроида класса «робокоп» персонаж Дева Пателя собирается вживить собственную разработку — самый настоящий искусственный интеллект, превосходящий человека и способный к быстрому обучению. Цель, естественно, гуманистическая — робот будет обладать оценочным суждением, разбираться в искусстве и служить на благо людям.
Вместе с кусками дроида в багажнике очкарика‑гуманиста похищает харизматичная банда, у которых цели несколько иного рода. Похитители дают оживлённому роботу собачью кличку, зачем‑то отпускают его создателя на все четыре стороны и начинают обучать Чаппи плохому. Создатель на своих ошибках не учится и к преступникам возвращается — чтобы научить Чаппи хорошему. Их выслеживает конкурент очкарика (Хью Джекман) и собирается испортить малину сразу всем — у него тоже есть цели.
Тем временем Чаппи учится и хорошему, и плохому, осознаёт себя и, периодически выдвигаясь на дело вместе с бандой, пытается выжить в жестоком мире людей. Всё это под композиции Die Antwoord и всяческий пыщ‑пыщ‑пыщ.
1/8
Ни Джекману, ни Уивер в этом фильме совершенно негде развернуться. Просто потому что не нужна в «Чаппи» сногсшибательная актёрская игра. Да и герои‑люди здесь тоже незачем, разве что недетский рейтинг оправдывать. Может, поэтому даже умные персонажи тут такие глупые?.. Приготовьтесь к череде настолько нелепых поступков, что вам станет стыдно сразу за всех: за Росомаху с дурацкой причёской, в егере и нелепых шортах (в интервью Джекман своим образом невероятно гордился); за Сигурни Уивер, которую можно было заменить любой менее профессиональной актрисой (или даже роботом); за Бломкапма, который всё же слишком зациклился... И за человечество, конечно. Но не в том смысле, в котором задумывал постановщик.
За кого не стыдно, так это за Die Antwoord. Ниндзя и Йо‑Ланди оказались в привычной стихии сумасбродного яркого гангста, музычка непредсказуемых zef‑рэперов играет на фоне, ещё и с роботом дали поиграться — красота.
Лайфхак: если во время просмотра вместо Чаппи представлять Шарлто Копли в датчиках, воспринимать действительность фильма будет легче, улыбка станет шире и рука будет реже стремиться к лицу.
При этом всём картинка прикольная, сцены обучения Чаппи криминальному ремеслу — обхохочешься, спецэффекты мощные, динамичненько, но кроваво очень, жестоко, местами просто жутко, а после титров и вовсе задаёшься вопросом «что это было?».
Не верьте трейлеру, это не фильм для семейного просмотра про собачку‑киборга с самосознанием. В фильме курят, нецензурно выражаются и убивают. Убивают со всей беспощадностью, из розовых автоматов, робопушек, лопатой... без необходимости, почти просто так, зато задорно и с грамотными спецэффектами.
5 из 10
«Робот по имени Чаппи» — кино не лишённое смысла, но не до конца осмысленное самими создателями. Форма хороша, но содержание подкачало: что это, зачем, про кого и для кого в итоге? «Робот по имени Чаппи» — кино беспощадное: из одной только неоправданной жестокости вряд ли получится вынести полезные уроки. Но, с другой стороны, можно попробовать.
Сказать, что «Варкрафт» ждали — ничего не сказать. Десятимиллионная армия фанатов франчайза замерла в ожидании чуда, когда на BlizzCon был официально анонсирован старт съёмок фильма и вот 26 мая 2016 года (самого богатого на мега‑блокбастеры года), пора Тёмному порталу открыться...
Сегодня по кинотеатрам пробежится «Человек‑муравей», сольная премьера одного из старейших персонажей вселенной Marvel, на первый взгляд спорная — чего взять с букашки? Но на деле...
«Курьера из „Рая“» нам преподносят как фильм от создателей «Каникул строгого режима». Удалось ли новинке повторить успех своего предшественника или он просто паразитирует на его известности? Давайте разбираться.
Сомнительный альтруизм «бумеранга добра» и спекуляцию на вечных ценностях в кино затрагивает автор рецензии на «Ёлки 3» — новогодней новинки, сегодня стартовавшей в кинотеатрах.