Развитие нового ведущего типа монументального зодчества — средневекового храма в каменной кладке. Первые монументальные постройки буддийского культа, высеченные в скалах, совпадают со временем наивысшего расцвета рабовладельческого строя — с эпохой правления Ашоки в III в. до н. э. Ко времени распада рабовладельческих отношений относится завершение скального строительства и создание последних по времени памятников буддийского культа. С развитием феодализма создается новый тип сооружений — храм, исполненный в новых строительных материалах и технике — в каменной кладке. С этих пор начинается новый этап в истории индийского монументального каменного зодчества, которая примерно с V в. по XIII в., а в Южной Индии (не подпавшей под власть мусульманских феодалов) по XVII в. включительно сводится по существу к истории архитектуры средневекового храма, отражавшего религиозное мировоззрение индуизма, сменившего господствовавшую в течение почти тысячелетия буддийскую религию. На известных, дошедших до нас памятниках раннего средневековья, прослеживается отказ от вековых методов скального строительства, старых типов сооружений: ступа, храма-чайтья и буддийских монастырей, медленное и постепенное от-живание старых форм, использованных нередко в новых целях, и создание нового типа храма. Весьма знаменательным явилось окончание практики пещерного строительства, совпавшее с отмиранием в VIII в. в Индии буддизма и прекращением строительства буддийских культовых сооружений. Методы и формы скальной архитектуры не соответствовали новым требованиям религиозной концепции брахманского культа. Средневековое храмовое зодчество в каменной кладке, судя по уцелевшим памятникам, стало развиваться с V в. К этому времени относятся первые известные храмы брахманской религии, которая вновь стала пользоваться покровительством со стороны правящих кругов. Из древнеиндийских литературных источников известно, что храмы брахманской религии сооружались из недолговечных материалов еще в добуддийскую эпоху (ранее VI в. до н. э.) и потому не сохранились. Они были двух видов: в форме «открытых храмов», представлявших собой замкнутый с трех сторон прямоугольный двор, в центре которого ставился жертвенник или идол, и в виде примитивных построек, чаще круглых или квадратных в плане с конусообразной или четырехскатной соломенной крышей, внутри которых иногда ставилась статуя божества. Подобные храмы изображены на рельефах в Бхархуте. Рат-ха Драупади представляет тот же тип.