Тёрка в тагах


Друзья

Его(20) Общие(0) Хотят дружить(0)


  • 31987

  • 70470

  • AndreyBir

  • crew

  • CRYSIS-TF

  • Dark-Kain

Ещё →

Враги

Его(3) Общие(0) Обиженные(1)


  • RazoRImba

  • Salmon

  • shadkot

  • WiTHell

  • login

  • login

Большая Тёрка / Клубы / Киноклуб / astarot / Царь


SVinGerS

От себя хотел бы отметить

Картина рассказывает о событиях второй половины 16 века, когда Царство Русское развязало Ливонскую войну с рядом государств Европы за выход к Балтийскому морю. Своим указом царь всея Руси Иван IV Грозный (Петр Мамонов) вводит опричнину. Опричники, сторожевые псы государевы, призваны были искоренять зародившееся зерно предательства среди русских бояр. Начавшиеся кровавые расправы над неугодными, преисполнили чашу терпения тогдашнего митрополита Афанасия, и он удалился от зверств опричнины в монастырь. На его место из Соловков Грозный вызвал своего друга детства, игумена Филиппа Колычева (Олег Янковский), чтобы тот поддержал царя своим благословением…
В отличие от «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, где каждая интонация в мимике Николая Черкасова, исполнявшего роль самодержца, внушает как раз таки «грозность и беспощадность», царь Лунгина больше напоминает человека заблудшего и напуганного. Петр Мамонов сыграл надрывно и в тоже время уверенно, сыграл не кровавого тирана, но бесноватого самодура, не лишенного, впрочем, удивительной наивности и любви к детям.
Безумно одинокий, одолеваемый демонами собственных злодеяний и окруженный толпой лицемерной свиты, Иван Грозный доводит себя до помешательства навязчивыми мыслями о скором конце света. И все это время царь молиться, гневается, воюет и веселится…
К слову, царским «шалостям» в фильме Лунгина отведена роль существенная, но не первостепенная. Повешения, пытки на дыбе, отсечения головы не раз заставят зрителя невольно поежиться. Но в картине это не смотрится как избыточная и ненужная жестокость. Скорее, как сюжетно и атмосферно обоснованное действо.
Отдельно хотелось бы сказать о персонаже Малюты Скуратова, сыгранного Юрием Кузнецовым. Казалось бы, достаточно безобидный с виду, низенький человек с детским выражением лица никак не подходит для роли беспощадного исполнителя зверских приказов царя, однако актеру удалось доказать обратное. «Детскость» в облике Кузнецова наводит даже больший ужас, чем если бы на его месте был актер, с грубыми и отталкивающими чертами.
Не прогадал Павел Лунгин и тогда, когда доверил камеру американскому оператору Тому Стерну, номинированного в этом году на «Оскар» за работу в картине Клинта Иствуда «Подмена». Стерну, то ли самому, то ли благодаря подсказкам режиссера, удалось тонко прочувствовать ряд ракурсов для передачи гнетущей атмосферы картины. Впрочем, когда в кадре «живут» такие выдающиеся актеры, как Мамонов и Янковский, оператору достаточно просто их снимать…
«Царь» — кино не только историческое. Это больше личная история двух антиподов: Филиппа Колычева и Ивана Грозного, митрополита и царя, святого и нечистого. Картина тяжелая, но настолько художественно и стилистически мощная, что в некоторых моментах по коже бегут мурашки. Возможно, где-то излишне затянутое, излишне откровенное, но, в целом, это то кино, которое, не покривив душой, можно назвать настоящим искусством.
9.5 из 10

Вся ветка2 комментария

Optimistik

SVinGerS, увы, нынче историю учат по телевизионным сериалам и подобным киноподелкам. Копнуть глубже не желает никто. «Много буков ниасилил» — ответ всегда примерно такой. И всё же, если интересует личность царя не по‑лунгински, рекомендую ознакомиться — http://old‑rus.narod.ru/articles/art_5_6.htm

Вся ветка1 комментарий

SVinGerS

Optimistik, Для разнообразия мнений дам ссылку на отрицательную рецензию:
http://www.rus‑obr.ru/print/cult/4681

Вся ветка