Большая Тёрка / Мысли / Личная лента piterpan /
Хорошо, Всякая чушь, Обо мне , Интервью
Здесь в Окленде я ответил на вопросы Артёма, ведущего блога «Я-бренд». Как обычно, чтобы не потерялось, дублирую здесь.
Как пришел к тому, что начал вести блог?
В 2002 году, кажется, появилась такая штука, как livejournal.com Тогда на фоне форумов и чатиков — это было новое слово в интернет-контенте. Российский сектор развивался стремительно, и в самом начале было ощущение причастности к закрытому клубу. Он в самом деле был не совсем открытым, ибо зарегистрироваться в ЖЖ можно было лишь по инвайт-коду, полученному от активного пользователя. Эх, было время… «ЖЖ-инвайт за минет» — помню, ходила такая поговорка.
В общем, желание самовыразиться и лестная любому молодому человеку (а было мне тогда лишь 20 лет) эксклюзивность — пожалуй, две основные причины, по которым я начал и продолжил вести блог.
Что-то поменялось в блогосфере с того момента, когда ты запустил блог? Какие современные тенденции?
Если десять лет назад блогосфера была «для своих», для узкого круга понимающих в компьютерах и интернетах людей, теперь, с развитием технологий и коммуникаций, это информационный фастфуд — телевизор для широкого круга тех, кто не смотрит телевизор. Избитый штамп, но — развитие идёт по спирали. С интернетом и блоггингом произошло то же, что с бумажными медиумами. В Средневековье цена любой книги была сравнима со стоимостью дома, и содержание не играло особенной роли — было круто просто уметь читать, а что читать — это как повезёт. В прошлом веке, в доинформационную эру, бумажные библиотеки оказались забиты доверху информацией, а грамотность достигла 99% уровня. Уметь читать стало — обычно. Оказалось, что бумажные книги не всегда интересны, актуальны, правдивы. Энтропия, мера хаоса, неуклонно увеличивается, сие естественный процесс.
Точно то же произошло с блогами. В 2000 году блогеры старой школы: Экслер, Дмитрий Смирнов, Норвежский Лесной — были теми уникальными единицами, способными «писать интернет» для небольшого числа последователей, умеющих этот интернет читать. Это сейчас в каждом мобильном телефоне мегабитный канал связи с миром знаний, а тогда и мобильных телефонов-то не было, а выходя в сеть через 14-Кбитный модем, особенно не разгуляешься — информацию потребляли более осознано.
Однако, не скажу, что раньше было лучше — спутниковое телевидение с сотней каналов лучше, чем чёрно-белое советское телевещание с тщательно отфильтрованными новостями в программе «Время» и идеологически верными бесконечными трансляциями заседаний народных депутатов. Современный блогомир быстрее, эффективнее — жить стало лучше. Кроме этого появились эволюционно оправданные явления: микроблоггинг (Twitter) и фотоблоггинг (Instagram), например. Я стараюсь позитивно смотреть на вещи — стало интереснее.
Как ты считаешь в чем причина успеха твоего блога?
Врождённая общительность ещё до переезда в Новую Зеландию собрала в кругу читателей больше 500 людей, из которых я лично знал около 400. Новосибирские ЖЖ-шники нередко собирались на выпить-закусить-покурить. Как я писал выше — это был полузакрытый клуб для своих, для тех, которые понимают. До прихода соцсетей вроде Facebook ЖЖ, пожалуй, единственный предоставлял возможность быть услышанным и получить реакцию на свои мысли, фотографии и слова.
Так, с небольшой виртуальной группой читателей, я в 2006 году оказался на другом конце планеты. Тогда не было ни Варламова, ни Доли — мои рассказы из далёкой и загадочной страны радовали и удивляли блоггеров заснеженной России. К 2008 года блог насчитывал больше 1000 читателей, и я уехал почти на полгода путешествовать по Азии. Насыщенный был год, было много интересного контента — соответственно, читателей лишь добавилось. Никаких секретов нет: пиши интересно, будут читать.
С тех пор направленность блога, пожалуй, изменилась. Однако, это не мешает 20 000 или около того подписчикам следить за моей жизнью.
Какой бы совет дал тем людям, кто решил сейчас завести блог?
Я как-то писал у себя несколько советов начинающему блогеру. Если вкратце, то рекомендую быть собой, добавлять материалы не часто, но регулярно, придерживаться единого формата, уважать читателя, стараться писать качественно, грамотно и по возможности кратко, не захламлять блог аляповатым оформлением — стараться чётко выразить свою точку зрения и максимально эффективно донести её до читателя. Я понятно написал?
Приносит ли тебе доход блог и реально ли на этом заработать?
Напрямую не приносит. Я уже много раз упоминал, что блог — это прежде всего новые контакты. Коммерциализация, как мне кажется, сильно влияет на качество контента. Деньги зарабатываю ремеслом, которое постепенно переросло в небольшой, но стабильный бизнес. Основанная в 2009 году диджитал-студия Sliday.com — это мой хлеб.
Блог, безусловно, помогает в получении обратной связи. Например, после упоминания одного из наших стартапов Designbartr.com – свежезарегистрировавшиеся пользователи обнаружили несколько важных багов и дали, что называется, ценный фидбек. Иногда читатель блога становится клиентом, кто-то другом, кто-то просто интересным собеседником.
Мудаков, конечно, тоже хватает. Терпеть не могу узколобия и хамства. Хочется верить, что хотя бы на своей личной площадке можно жить без троллей и идиотов. В этом плане я не чувствую никаких угрызений совести, когда блокирую очередного неадекватного крикуна. Особенно хорошим индикатором служат посты вроде «Вы гомофоб, если…»
Чем блоги жителей Новой Зеландии отличаются от наших?
Думаю, тем же, чем блоги Австралии, Великобритании, Канады и (в меньшей мере) США отличаются от русских. Блоги — это прежде всего люди. Разные менталитеты определяют разные подходы к организации и восприятию контента. Например, в англомире принято улыбаться собеседнику до тех пор, пока он не сделал какую-нибудь гадость. В России улыбаться не принято до тех пор, пока собеседник не сделал что-нибудь хорошее лично для вас. Так и в блогах — англоязычный интернет менее агрессивен, менее озлоблен и резок. Конечно, существуют полностью анонимные площадки и радикальные отклонения, но в остальном здесь не очень принято, как мне кажется, что называется «срать в комменты». Однако, буквально, в прошлом месяце в Новой Зеландии был осуждён австралийский одиозный блоггер/я-бренд за то, что во время одного из перфомансов ударил журналиста.
Твое мнение, как стать популярным в Новой Зеландии?
Как и всюду — делать что-то от души, хорошо и долго. Именно так новозеландская певица Кимбра стала популярной, спев с Готье песню «Somebody That I Used to Know». Кстати, в настойчивость и целеустремлённость, приносящие результаты, я верю гораздо больше, чем в талант.
Как ты считаешь, что будет происходить с миром фриланса в ближайшем будущем?
Думаю, что-то слабо изменится в этом плане в ближайшем будущем. Уже сейчас довольно просто передвигаться по миру и жить, и работать откуда хочется. Однако, как владелец небольшого, но всё же бизнеса, могу сказать — человек «где-то там» работает хуже, чем человек «здесь и сейчас». Раньше я, возможно, предполагал, что свободные от пут быта фриланс-специалисты могут сделать мир лучше. Но сейчас всё больше убеждаюсь, что упорный труд, сфокусированность, организованность впридачу к талантам — гораздо важнее в достижении целей.
Что бы ты сказал тем людям, которые хотят навсегда покинуть Россию в поисках лучшей жизни за рубежом?
Не продавайте квартиру. Я часто — несколько раз в день — получаю письма от потенциальных эмигрантов. Кто-то говорит спасибо за блог, кто-то спрашивает совета, кто-то просто делится своими планами. К сожалению, эмиграция вообще, и жизнь вне родного края и круга близких друзей и знакомых, не только расширение кругозора, но и ворох проблем. В своих постах об иммиграционных делах я повторяю одну мысль: «Внутренний долбоёб едет с вами». Так и есть — эмиграция, возможно, отвечает на какие-то бытовые вопросы, однако, вместе с тем создаёт ворох других, пугающих, прежде незнакомых проблем. На основной вопрос о смысле жизни: «А зачем?» — эмиграция не отвечает.
Рекомендую не сжигать мосты, воспринимать свои передвижения по миру, как общеобразовательные долгосрочные поездки. Так проще, мне кажется.
За что ты больше всего благодарен России и Новой Зеландии?
России? Это как-то слишком величественно. Я благодарен конкретным людям, которые существуют вне зависимости от названия места проживания. В России у меня живут друзья и близкие, в Новой Зеландии у меня семья и бизнес. Все страны, в которых я жил и гостил, составляют одну большую среду обитания. Где-то комфортнее, где-то интереснее, где-то выгоднее, где-то вкуснее, где-то красивее. Не совсем представляю, как можно благодарить летнее утро за то, что оно пахнет росой. Оно есть, оно пахнет. Так и с Россией — там я вырос, там были дом, школа, университет. В Новой Зеландии — тут я создал бизнес, обзавёлся семьёй, и планов ещё громадьё!
Как в будущем думаешь, будет ли как то связана жизнь твоих детей с Россией?
Не думаю. Может к бабушке как-нибудь свозим. В остальном… Лукас вряд ли будет писать по-русски, очень надеюсь, что будет читать, наверняка будет разговаривать. Мы постараемся дать ребёнку свои знания о культуре, быте и прочем. Но это, как и в случае с путешествиями по разным странам, лишь передача накопленных знаний и опыта.
Вероятно, в далёком будущем, мои дети смогут воспользоваться «русскими активами». Полагаю, им будет проще, чем новозеландцам стать специалистами по русским языку и культуре. Было бы желание — и это уж не от меня зависит: мои взрослые дети будут решать сами.
Пожелания читателям блога «Я-бренд»
Будьте собой, путешествуйте, задавайте вопросы.
См. исходный пост в Здесь в... Блог Стаса Кулеша.