Большая Тёрка / Мысли / Личная лента Marlog /
Религия, немного ночного бреда, Мысли в Слух
Человеком движут инстинкты, комплексы и заблуждения. Вернее изначально им движут лишь инстинкты и комплексы, но в том случае, когда индивидуум осознаёт себя и свои движители и ему становится неуютно, он начинает искать для себя заблуждения (обычно это религия). Человек же сознающий, что им движет заблуждение, пытается понять её суть (заблуждения), что хотя и является логическим абсурдом, однако ничего иного человеку не остаётся.
Так в буддизме ключевым понятием этого поиска является “познание пустотности”, пожалуй, буддизм — это одна из немногих религий, в которой поиски истины, первоистоков, в общем познание бессмысленной сути заблуждения является самоцелью, чем многих замудрёных личностей и привлекает.
Но является ли “просветление” в таком случае конечным итогом этого пути? Этого осознания и принятия бессмысленности осознания первоистоков заблуждения? Отними у человека его инстинкты, комплексы и заблуждения и что от него останется? Амёба, аморфное существо без всякого стремления, тобиш абсолютно без всякого. Чему мы собственно и видим логичное подтверждение в уходе просветлённых в состояние самадхи (живая мумия, нитленность).
В связи с этим логично возникает вопрос, можно ли осознать себя в состоянии самадхи и её суть, вероятно, что нет. Может ли ноль и бесконечность самоосознавать себя? В прочем, это уже просто домыслы, не попробовав не узнаешь. Да и ничего дальше человек пока не придумал.
Прийти из ниоткуда и уйти в никуда, при жизни или в смерти, этого можно бояться, к этому можно стремиться, в это можно не верить, есть много путей, но итог один.
Marlog, кроме истории Гаутамы, я мало что знаю о буддизме.
Но, если не ошибаюсь,что как и любая религия, он включает в себя непроверяемые утверждения. Которые принимаются на веру. Наличествуют плавные переходы от здравой философии к области верований и обратно.
К чистой рациональности стремится наука. Но рационального ответа на вопрос о смысле пока вроде нет и не предполагается в будущем.
А чем уловить свой разум и какими верованиями удовлетворить его волю к смыслу — есть ли разница, ведь результат поиска -это утешение и оно может быть достигнуто разными путями.
Когда будучи очень молодым и очень энергичным юношей, какими бывают большинство парней в подростковом возрасте, я задумался о смысле происходящего,то прежде, чем вдариться в поиски, я почему‑то определился, что ответ на вопросы должен быть очень прост и понятен любому человеку — вне зависимости от его интеллектуального и образовательного уровня.
Потому что если осознание смысла доступно только через интеллектуальные сверхспособности,то в этом была бы наивысшая несправедливость судьбы, которая обделила бы многих последней надеждой.
И ещё, как следствие этой мысли, я подумал, что ответ о смысле должен быть доступен вне зависимости от того, в каком обществе человек живёт, к какой культуре или религиозной конфессии относится, атеист или нет — было бы желание познать — и он познает.
Extradurmann, включает, но Гаутама призывал «никому слепо не верить, каких бы духовных успехов они не достигли, но всё поверять собственной практикой и опытом». И мне подобный совет весьма импонириует. Я имел в виду больше не вопросы смысла, а осознания и принятия. Когда человек уже не ищет смысл, например решив, что смысл жизни в самой жизни, а понимает свою суть (жизни), устройство своих побуждений, видит все свои возможные цели и куда они могут привести и он сам себя как самосознающий механизм перестаёт устраивать. Вот тогда и начинаются поиски «себя», вернее заблуждений. Думаю это и принято называть «кризисом среднего возраста».
«Потому что если осознание смысла доступно только через интеллектуальные сверхспособности,то в этом была бы наивысшая несправедливость судьбы, которая обделила бы многих последней надеждой.»
Но судьба не обещала никому быть справедливой. Набор случайностей не может быть справедлив или обладать любыми другими характеристиками, в принципе.
«И ещё, как следствие этой мысли, я подумал, что ответ о смысле должен быть доступен вне зависимости от того, в каком обществе человек живёт, к какой культуре или религиозной конфессии относится, атеист или нет — было бы желание познать — и он познает.»
Эти мысли истекают всё из той же идеи о «справедливости» судьбы. В буддизме подобная мысль так же присутсвует в виде кармических перерождений и практики. В том смысле, что утверждается, что независимо от способностей, через практику или изучение священных текстов у человека есть возможность достигнуть просветления при должном старании. Если же у него нет возможности, старания или способностей, то утверждается, что такие возможности появятся у него в следующей жизни при добронравном поведении (очищении кармы). Таким образом данная система верования удовлетворяет всем степеням развития человека, исключая некоторые нелогичности и абсурдности, вроде веры в справедливость судьбы, по сути одако заменяя их на некоторые другие, возможно не познаваемые, но декларируемые как многими познанные и к познанию возможные через постижение пустоты.
Marlog, получается, что «постижение пустоты» сводится к «опустошению»?
То есть, вместо того, чтобы при движении к осознанию некой Высшей Истины оставаться разумным, просветлённый постепенно становится безумным и вместо достижения некой высшей ступени сознания, он на самом деле просто утрачивает это самое сознание?
Один мой знакомый, дядька пенсионного возраста, рассказывал, что в его молодости он столкнулся со довольно нестандартной странной ситуацией. В общем,он жил в деревне, уже был женат, ещё при расцвете совдепии это было, в брежневские времена застоя. Был у них сосед, который по мнению окружающих был «с причудами» — увлекался йогой, много читал редкостной для того времени эзотерической литературы и практиковал необычный образ жизни.
Но, поскольку вреда никому не делал, то все относились к нему только с шуткой, но по‑доброму.
Однажды он пропал.
По‑соседски решили проверить — не случилось ли чего.Зашли к нему в дом, а он сидит в позе лотоса в одних трусах посреди большой комнаты. Глаза закрыты, тело зафиксировалось в этой позе. И уже пошёл трупный «душок».
Когда я эту историю услышал, единственное, что я спросил -«он всё‑таки рванул в нирвану?»
Тот ответил — «ну, видимо, рванул».
Extradurmann, почему же безумным? Всё как раз сообразно логике. Невозможно осознать ничто, самому не став его частью, отринув личность. Но может ли ничто осознавать само себя? :) Вот об этом можно узнать лишь на практике. Вобщем, у меня пока нет однозначных ответов на эти вопросы, но на сегодняшний день, пожалуй мне видится это именно так.
В следующем году я планирую плотнее заняться практикой, хотя и не надеюсь открыть для себя какие либо новые истины, да в прочем я и не думаю, что они есть. У меня пока сугубо прагматические цели (работа с подсознанием + вид на жительство Таиланда). Но наверняка я смогу после подобного опыта более компетентно излагать свои мысли на этот счёт :)
Насчёт соседа, то думаю, что он просто переусердствовал или сделал в чём то ошибку. Йога это прежде всего полный контроль над организмом и заходить так далеко в таком рискованном деле будучи самоучкой поменьшей мере не разумно. Есть ещё вариант, некоторые продвинутые в практике мастера уходят таким образом из жизни, чувствуя приближение конца, если он был уже стар конечно, то вполне рабочая версия.
Marlog,
Но может ли ничто осознавать само себя?
Ему нечем.
«Ничто» не содержит в себе ничего, так? Значит там нет и самосознания. И даже нет такого места, где «содержится» «ничто».
«Ничто» даже не существует. Потому, что всё что существует — это уже «что‑то».
А отринуть личность ты можешь попробовать. Достаточно получить тяжёлый нокаут. В нём ты не сможешь осознавать ни себя, ни чего‑либо другого, потому что у тебя не будет сознания.
Экспресс‑метод ухода в самадхи от Майка Тайсона.
Ну хотя бы сон без сновидений, когда сознание в отключке.
Невозможно осознать ничто, самому не став его частью, отринув личность.
Невозможно «осознать ничто», потому что это — абсурдное словосочетание.
Осознаётся только что‑то, а ничто- лишь констатация отстутсвия чего‑то, тут нечего осознавать.
Marlog, Смотри на вещи агностически — не принимай и не отвергай =)
В состоянии самадхи, как я думаю, человек уже мертв, но и вероятно, мог при этом «вознестись/познать суть». Есть же фраза, которая разумна — «Человек жив, пока есть желания», но при этом можно понимать, что желания появляются от тех же комплексов и инстинктов, отними у него это — сразу овощ. Лежащие в коме люди избавляются от инстинктов, заблуждений, комплексов, вероятно они тоже в состоянии самадхи.