Большая Тёрка / Мысли / Личная лента lordglyk /
Первый шаг в бизнесе – это осознание действительной необходимости в его создании. Каждый второй человек в России мечтает о собственном бизнесе, но у многих это так и остается мечтой. Как писал Эрих Мария Ремарк: «Человек всегда велик в намерениях, но не в их выполнении. В этом и состоит его очарование». Но некоторые, начиная с малого бизнеса, создавали в конечном итоге глобальные корпорации. Всем известным примером такой компании являются два подростка, которые начинали бизнес в гараже своего бизнеса. Когда Стив Джобс, глава компании Apple, пришел в IBM и сказал, что хочет сделать каждый компьютер персональным, те ему в ответ покрутили пальцем у виска. На тот момент компьютерами были гигантские шкафы и такая идея действительно казалась безумной. Сегодня этот текст я пишу на персональном ноутбуке и точно знаю, кого мне благодарить за это. Конечно, в дальнейшем Apple допустила несколько очевидных промахов, что позволило IBM снова восстановить свое первенство, но даже эти тяжелые удары не сокрушили компанию, у которой и сегодня существует многочисленная армия фанатов.
В России сектор малого бизнеса, насчитывающий на 1 января 2009 года более 4,5 миллионов субъектов, обладает максимальной адаптивностью к изменениям внешних условий в ходе кризиса и может быстрее всего отреагировать на изменение потребительских запросов и нужд населения. Поощрение самозанятости данных категорий граждан и снижение безработицы путем создания благоприятных условий для их вовлечения в малый бизнес, индивидуальную предпринимательскую деятельность имеет большое социально – экономическое значение.
Малый бизнес можно условно разделить на два уровня: ремесленный и кооперативный. В первом случае предприниматель сам играет роль и управляющего и изготовителя товаров или услуг (например, мастерская по изготовлению ключей, киоск продаж CD/DVD или обувная мастерская). В этом случае весь заработок, полученный от производства и продажи, он получает в собственное распоряжение. Начиная с небольшого предприятия, бизнесмен получает необходимый опыт управления и уже передает часть функций наемному персоналу, тем самым превращая свой бизнес в кооперативный. В кооперативном бизнесе различные функциональные роли уже распределены между сотрудниками, а предпринимателю большее внимание приходится уделять сфере управления, чем непосредственному производству.
Несомненно, первоочередную роль в создании собственного дела играет бизнес-планирование. Если существует коммерческая идея, которая сможет стать ядром предприятия, то стоит конкре-тизировать пути по ее достижения. При этом не стоит увлекаться, если речь не идет о привлече-нии больших инвестиций.
Анализ, который лежит в основе бизнес-планирования довольно прост и предлагает ответы на вопросы:
1. Чем вы будете заниматься?
2. Кому вы будете продавать?
3. Сколько вы сможете заработать?
4. Что вам для этого потребуется?
5. Сколько времени вам потребуется для получения прибыли?
6. Кто или что вам сможет помешать?
7. Кто или что вам сможет помочь?
Ответы на эти вопросы помогут формированию собственного управленческого видения своей компании.
Главной проблемой малого бизнеса зачастую является отсутствие собственных средств, а привлечение кредитов, особенно при стартапе, довольно рискованное занятие. Во-первых, банк просто может отказать в кредитной линии при отсутствии средств для обеспечения кредита, а во-вторых, высокие ставки и риск столкнуться с проблемой возврата при неудаче стартапа попросту пугают предпринимателей.
Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных инструментов для решения этой проблемы выступает микрокредитование, то есть выдача небольших кредитов без процентной ставки, либо с процентной ставкой, значительно более низкой, чем банковская.
Создателем концепции микрокредитования сегодня называют профессора экономики Мухаммеда Юнуса. Между тем, теоретическими корнями системы микрофинансирования, направленной на борьбу с безработицей и бедностью и достижение самозанятости населения, является концепция «дарового кредита» Прудона (1809 — 1865 гг.). Даровой кредит, по мнению Прудона, устраняет классовое деление общества, эксплуатацию и имущественное неравенство, обеспечивает мелким товаропроизводителям доступность кредита, «экономическая революция» должна начаться с обращения, предоставив труд и мастерскую вновь восстановленной индивидуальной свободе. Прудон исходил из нетрудового характера ссудного процента, посредством которого осуществляется эксплуатация товаропроизводителей разного рода рантье (ростовщиками).
При начальной поддержке проекта Агентства США по международному развитию в 2002 г. был создан Российский Микрофинансовый Центр. Большая часть клиентов микрофинансовых органи-заций — индивидуальные предприниматели. РМЦ в 2006 г. предусмотрено 1,5 млрд рублей на государственную поддержку МП. В Министерстве экономического развития и торговли РФ разработано 4 направления их использования, в том числе на развитие микрокредитования. Непосредственно на это направление намечено израсходовать 200-300 млн рублей. Суть проекта — в субсидировании части процентной ставки по кредитам микрофинансовых организаций.
на начало 2008 года в России действовало более 2000 небанковских финансовых организаций, реализующих программы микрокредитования для предпринимателей. Формируется диверсифицированная модель микрофинансового рынка, в которую входят институты кредитной кооперации, фонды поддержки малого предпринимательства, коммерческие микрофинансовые организации. Совокупный портфель займов всех небанковских микрофинансовых институтов (МФИ) составлял на 1 ноября 2008 года около 25 млрд. руб., количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства – около 400 тысяч. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе - чуть больше 60 тыс. рублей при уровне просрочки по микрозаймам около 3%.
Таким образом, одним из вариантов привлечения финансовых средств для стартапа является ис-пользование услуг микрофинансовых организаций.
Кроме микрофинансирования существуют различные инициативы правительства, направленные на поддержку развития малого бизнеса. В Новосибирской области департаментом развития про-мышленности и предпринимательства созданы 10 форм финансовой поддержки. В силу особенностей исторического развития российского рынка у бизнесменов существует определенное недоверие к органам власти. Поэтому предприниматели часто оставляют возможность государственной поддержки без внимания, но следует учитывать два фактора, которые гарантируют действительную заинтересованность государства в развитии бизнеса:
1) Развитие бизнеса обеспечивает приток налогов, обеспечивающих деятельность государственного аппарата
2) Развитие бизнеса сокращает общий уровень безработицы, предлагая новые рабочие места
Впрочем, лучший вариант развития стартапа – это маскимальное сокращение издержек при его создании. Многих начинающих бизнесменов останавливает отсутствие денежных средств, но при этом они мало понимают, что нужно будет делать с деньгами. В их понимании бизнес – это офис, секретарь и печать, но на самом деле бизнес – это они сами. Чтобы начать действовать, не нужно копить денег на офис. Стоит начать просто действовать. Для этого наиболее выгодным вариантом является выбор полем деятельности корпоративный рынок и ведение активных действий на территории клиента. В этом случае офисом может стать любая каморка, вплоть до собственной квартиры, деятельность по продаже услуг стоит сосредоточить на телефонных переговорах и интернет-маркетинге, а встречи по заключению договоров проводить на территории клиента.