Большая Тёрка / Мысли / Личная лента NY-212 /
В прошлом посте мы зашли в супермаркет с сумкой. Хочется добавить что то же касается и колясок, никто не может ограничивать права молодых мам, так что смело заезжайте внутрь.
Теперь идем за колбасой. И, петляя вокруг коробок с товаром в узких проходах супермаркета вдруг своей сумкой сбиваем бутылку вискаря чивас за 9000 рублей, та падает на пол и разбивается вдребезги. Магазин требует оплатить разбитый вискарь, у вас в кармане 200 руб., мы шли за колбасой. Печаль.
Но тут есть несколько нюансов. В описанном случае мы не обязаны ничего платить. Объясню почему.
Обращаемся к статье 459 ГК (Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю). Что означает, что пока мы не оплатили товар, не получили его и кассовый чек в подтверждение, мы ничего платить не должны.
Но не все так просто, ведь пока мы не оплатили товар, мы не являемся покупателями, соответственно магазин вправе предъявить требование вытекающее из статьи 1064 ГК (Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.)
И на это у нас есть контраргумент. В части 2 той же 1064 статьи сказано, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Это нам и предстоит доказать. Рассмотрим наш случай – мы обходили коробки с товаром, идя по узким проходам между прилавками. В данном случае узкие проходы явно не соответствующие нормам вдобавок были заставлены коробками с товаром, из за чего мешали процессу торговли, и собственно произошел сей инцидент, т.е. явно это вина магазина. Но не всегда ситуация складывается так как написано, поэтому следует отметить другие случаи, в которых есть наша вина и придется платить, а также случаи когда виноват магазин.
Магазин виноват в случаях, когда: проходы между прилавками не соответствуют нормам; проходы заставлены коробками с товаром; если пол мокрый и скользкий; если товар упал с кассовой ленты; если товар установлен неустойчиво, и взяв к примеру одну банку огурцов, следом упали еще пять.
Покупатель виноват в случаях, когда: из за слабости в наших дряблых руках мы не удержали товар; если мы играем в чехарду в торговом зале, а равно находимся в состоянии алкогольного опьянения и ведем себя неподобающим образом, или иным образом нарушаем порядок выходя за рамки дозволенного; если порча товара произошла с прямым на то умыслом и в подтверждение этого есть видеозапись или свидетели.
Вобщем ситуации бывают разные, и необходимо доказать что нашей вины здесь нет. В противном случае товар придется оплатить. Основные случаи когда виноват магазин я описал, на них и стоит ссылаться в случае случайной неприятности. В остальных случаях следует включить смекалку.
Бонус. История из жизни.
Как то с друзьями зашли в магазин купить крепкого спиртного, на часах было уже за 12 ночи. А как известно в это время крепкий алкоголь завешан материей. Самый смелый из нас, будучи по совместительству еще и самым хитрожопым, недолго думая отодвинул тряпку, взял бутылку спиртного, открыл и отпил пару глотков. Охраннику и продавцам ничего не оставалось кроме как продать уже распечатанный товар после установленного законом времени. Хэппи энд.
Но на этом все не закончилось. Через часик-другой нам нужно было чем то догнаться и мы отправились проделывать тоже самое в другом магазине. Тот же прием, но охрана расценила все это как распитие спиртного в общественном месте и начались веселые терки. Выручили нас чьи-то красные корочки лежащие в кармане. Поэтому проделывать все это не советую.